21.09.2023 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Архиерейское богослужение
21 сентября 2023 года, в день празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Троицком соборе Троицкого женского монастыря г. Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили протоиерей Александр Забегалин, наместник Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Пензы игумен Сергий (Зайчиков), протоиерей Владимир Ольхов, диаконы Ростислав Горшенев, Богдан Яворский, иеродиакон Ириней (Легошин), диакон Иоанн Штаньков.
За богослужением молилась настоятельница Троицкого монастыря игуменья Александра (Макова) с сестрами обители.
Песнопения литургии исполнил хор Спасского кафедрального собора г. Пензы под управлением регента Ольги Горшеневой.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Владимир Терехин.
По заамвонной молитве было совершено славление перед образом Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Завершая богослужение, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим поздравил собравшихся с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и обратился к пастве со словом проповеди.
"Поздравляю вас с праздником Рождества Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии. Это первый двунадесятый праздник, который мы совершаем в церковном году. Я считаю, конечно, это не совпадение, это действительно важный момент в жизни Церкви. Потому что с рождества Божией Матери началось дело нашего Спасения. Потому что если бы не было Царицы Небесной, то не было бы Воплощенного Господа нашего Иисуса Христа. Причиной, женщиной, которая дала ему свою плоть была Пресвятая Дева Мария. И поэтому для всех нас вхождение в новый церковный год с этим благословением очень важно и очень назидательно. Потому что, как мы знаем, Божия Матерь родилась в непростой семье. Она родилась не в семье, где было много детей и где родители бы, вступив в брак, получили бы благословенное чадо. Она стала действительно плодом многих молитв, многих переживаний, многих страданий. Поскольку в древности, в отличие от сегодняшнего времени, дети являлись благословением. Это сейчас родители планируют семью: хотят заводить детей или не хотят, уничтожают своих детей. А ранее дети - считалось самым главным в жизни, что должно было случиться - это продолжение рода. Особенно в Иудейском государстве, в котором люди ожидали в мир Христа Спасителя, они безусловно надеялись на то, что в их семье может родиться это Божественный Человек, который избавит мир от проклятия, от греха и страданий. И поэтому они стремились к тому, чтобы в семье детей было больше, чтобы они были воспитаны в вере в Бога. И конечно, в тех семьях где не было детей, считалось, что в этих семьях чем-то согрешили, или по крайней мере они чем-то не угодны Богу. И, как часто у нас бывает в обществе, эти семьи презирались. Вот именно в такой семье Иоакима и Анны родилась Пресвятая Мария Дева. Отец Ее был священнослужителем в храме Иерусалимском и человеком был очень знаемым. И конечно же для него эти переживания были очень сложны, поскольку сам совершая богослужения он сам для себя становился в положении настолько уничиженном, что его в обществе каждый тогда мог упрекнуть за его бездетность. И, конечно, Иоаким и Анна очень переживали за это состояние и молились, чтобы Господь ниспослал им чадо.
Вот в нашей жизни, братья и сестры это часто так бывает, что когда что-то достается нам даром, мы не ценим это, мы очень легко от этого отказываемся. А вот когда, какое-то состояние человеческое или какое-то дело совершается с огромным трудом, с огромными препятствиями, мы всегда очень ценим, то что получилось, то что мы смогли родить в муках, в переживаниях и молитвах. Вот и Пресвятая Дева появилась на свет благодаря множеству таких переживаний, благодаря сотням, тысячи, а может даже миллионов молитв, которые Ее благочестивые родители возносили Господу Богу. Вот Она появилась на свет. Так, Которая вместила в Себя все то доброе, что осталось от человеческого рода со времени его грехопадения. Не случайно мы Царицу Небесную называем Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов, приводя в пример Высшие Чины Ангелов, говорим, что Она даже их превосходит Своим благородством. Это благородство в чести, честности, чистоте, в богобоязненности и стремлении, чтобы послужить, услужить своему Богу. Именно в Такой Непорочный сосуд вселилось Божество, чтобы приобрести плоть и чтобы эту плоть принести на отдание страданиям за каждого из нас. Поэтому безусловно рождение Божией Матери - это начало нашего Спасения.
Мы с вами переживаем эти события, которые не отражены в Евангелии, но отражены в нашем Священном Предании, вновь и вновь возносим и превозносим Царицу неба и земли, нашу Божественную Мать, которая действительно Своим жизненными примером, не просто показывает нам этот пример и наставляет на жизненный путь. Она Своим покровом каждого из нас покрывает и вот этой Своей праведностью Она каждого из нас обогащает. Не будем же забывать с своих молитвах призывать Царицу неба и земли и просить у ней милости для каждого из нас и конечно четкого шествия в пути в деле нашего личного Спасения. Аминь"