Вход Господень в Иерусалим
Сегодня, 1 апреля (19 марта ст.ст.), Святая Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим.
На следующий день после Лазаревой субботы, дня, когда Господь Иисус Христос совершил чудо воскресения праведного Лазаря, Он на молодой ослице, как это и было предсказано пророком Захарией, торжественно въехал в ворота Иерусалима.
В Евангелии говорится, что узнав о чуде, жители Иерусалима, которые готовились отметить праздник Песах (Пасхи) в память исхода из Египта, признали в Христе Спасителя - Мессию - и приветствовали его возгласами «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» («Осанна» значит «Спасай нас»). Они надеялись, что Он станет Царем Израиля и освободит страну от римской власти. В знак уважения иудеи даже отдали Иисусу царские почести, устелив путь его ослика ветвями финиковой пальмы. В то время цари, желая показать свои благие намерения, въезжали в Иерусалим на ослах, так как это животное было символом мира.
Именно поэтому в западной христианской традиции праздник Вход Господень в Иерусалим называется Пальмовым воскресеньем. На Руси праздник Вербное воскресенье был учрежден в X веке. Но символом праздника у христиан стала не пальма, а верба. Это растение считается вестником весны, добра и света, так как оно распускается первым.
Великий Пост завершается в Церкви двумя лучезарными, праздничными днями, лучше сказать — неким двуединым, двухдневным праздником. Это Лазарева суббота — день, когда вспоминаем мы воскрешение Христом Его умершего друга Лазаря, и — Вербное Воскресенье, когда мы празднуем торжественный Вход в Иерусалим, совершенный Христом за шесть дней до предания Его на страдания и крестную смерть. Словно прежде, чем вступить в печаль и тьму этих страстных дней, прежде, чем ещё раз стать свидетелями страданий Христовых, являет нам Церковь подлинный смысл вольной Христовой жертвы, спасительной Его смерти.