27 сентября 2022г. праздник Воздвижения Креста Господня
27 сентября, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в обители состоялось праздничное богослужение. Накануне вечером было совершено всенощное бдение с выносом Креста Господня для поклонения верующим.
На следующий день насельницы монастыря и прихожане причастились Святых Христовых Таинств. Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Александр (Забегалин).
* 27 сентября Православная Церковь светло празднует двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Первоначально этот праздник был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в IV веке равноапостольной царицей Еленой. Произошло это событие около горы Голгофы, где был распят Спаситель мира.
В 326 году царица Елена посетила Иерусалим с целью исполнить давнее желание свое и своего сына царя Константина – найти Крест, на котором был распят Сам Спаситель мира. У древних иудеев был обычай закапывать орудия казни непосредственно около места ее совершения, поэтому раскопки стали проводить рядом с Голгофой. И после продолжительных поисков великую святыню обрели: пещера со святым Крестом оказалась завалена землею, а над нею был выстроен языческий храм.
По распоряжению царицы Елены, пещеру откопали. В ней находились три креста, гвозди и доска с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», лежавшая отдельно, что существенно затрудняло поиск того Креста, на котором был распят Господь.
Вера царицы Елены и Иерусалимского патриарха Макария, бывшего с нею, была настолько сильна, что они доверились Богу, надеясь, что Он укажет истинный Крест. Для этого все три креста поочередно поднесли к тяжело болящей женщине. От прикосновения двух из них ничего не произошло, когда же поднесли третий крест – болящая тотчас же выздоровела. Случилось так, что в то время мимо проходила похоронная процессия. Тогда снова все три креста приложили к умершему – после прикосновения третьего свершилось чудо – умерший ожил. Таким образом и узнали, какой из крестов есть истинный Крест Господень, наделенный животворящей силой.
Все присутствующие при чудесном обретении с великой радостью поклонились великой святыне. Постепенно весть об этом облетела многих, и христиане, стремившиеся поклониться святому Кресту, наполнили окрестности Голгофы. Желающих было настолько много, что патриарх Макарий, ради того, чтобы собравшиеся могли хотя бы увидеть Крест Господень, трижды поднял, или воздвиг, его. В честь этого праздник и называется Воздвижением.
В этот же день вспоминается возвращение святыни из персидского плена (VII в.), когда Животворящий Крест с великим торжеством, как и при обретении его, вновь был воздвигнут в Иерусалиме.
Согласно Священному Преданию Крест Господень был обретен перед праздником Светлого Христова Воскресения. Поэтому сперва праздновать Крестовоздвижение положено было на второй день Пасхи.
Со временем в 335 году над местом обретения Креста трудами святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены был воздвигнут храм в честь Воскресения Христова, в котором доныне хранится часть Животворящего Креста Господня. Освящение храма произошло 13 сентября. В честь этого события празднование Крестовоздвижения было перенесено на 14 сентября по старому стилю, или 27 сентября по новому стилю.
** Во время Божественной литургии Иоанна Златоустого, читая тайные молитвы Евхаристического канона, священник произносит следующие слова, обращенные к Богу Отцу: «Великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Сегодня мы вспоминаем событие первой половины IV века по Рождестве Христовом — обретение и прославление Креста Господня, на котором Господь Иисус Христос, принеся Себя в жертву, совершил наше спасение. Вот что далее говорит эта евхаристическая молитва: «Иже пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот». Господь Иисус Христос предал Свою человеческую жизнь на страдания и муки «за мирский живот», то есть за жизнь всего мира — не за абстрактное «все человечество», но за каждого отдельного человека, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15). И теперь только от нас зависит, осуществим ли мы через деятельную веру эту возможность спастись или не воспользуемся ею по своему нерадению. Все, даже самую страшную страсть — гордость, можно преодолеть, лишь бы человек понуждал себя.